АИ-20
Выполнен по одновальной схеме и состоит из осевого десятиступенчатого компрессора, кольцевой камеры сгорания, трехступенчатой неохлаждаемой турбины и планетарного редуктора.
ENGINE CLUB

Разработка

В 1955 году моторостроительные ОКБ Кузнецова (город Куйбышев) и ОКБ Ивченко (город Запорожье) получили задание на разработку турбовинтовых двигателей взлётной мощностью 4000 л. с. для среднемагистральных пассажирских и транспортных самолётов, проектируемых в ОКБ Антонова и Ильюшина. Этот конкурс выиграло запорожское ОКБ.

Серийное производство

МВ 1957 году созданный им двигатель АИ-20 успешно прошёл государственные испытания и был запущен в серийное производство одновременно на двух заводах — запорожском и пермском. Резервы, заложенные в конструкцию АИ-20 на этапе проектирования, позволили в дальнейшем создать целое семейство модифицированных двигателей мощностью от 4000 до 5180 л. с.
Почти 14 тысяч ТВД этого типа успешно эксплуатировались на военно-транспортных Ан-8 и Ан-12, пассажирских Ил-18 и Ан-10, противолодочных Ил-38, амфибиях Бе-12.

Проблемы двигателя
Большой проблемой двигателей раннего производства была низкая надежность двигателей АИ-20, межремонтный период между которыми составлял от 600 до 750 часов. Наконец-то был представлен вариант двигателя АИ-20К с наработкой 2000 часов — невпечатляющий по современным стандартам, но значительный прогресс.
Одной из проблем, которая так и не была решена, был шум; турбовинтовые двигатели относительно шумные, и высокий уровень шума был проблемой для пассажиров. Как упоминалось, межремонтный ресурс двигателя изначально был низким по сравнению с современными западными двигателями и в 1964 году составлял 600−750 часов, но позже был улучшен путем непрерывного совершенствования до 8000 часов при сроке службы 22 000 часов у AИ-20Д 5 серии 5M.
Разработка
Серийное производство
Проблемы двигателя
В 1955 году моторостроительные ОКБ Кузнецова (город Куйбышев) и ОКБ Ивченко (город Запорожье) получили задание на разработку турбовинтовых двигателей взлётной мощностью 4000 л. с. для среднемагистральных пассажирских и транспортных самолётов, проектируемых в ОКБ Антонова и Ильюшина. Этот конкурс выиграло запорожское ОКБ.
МВ 1957 году созданный им двигатель АИ-20 успешно прошёл государственные испытания и был запущен в серийное производство одновременно на двух заводах — запорожском и пермском. Резервы, заложенные в конструкцию АИ-20 на этапе проектирования, позволили в дальнейшем создать целое семейство модифицированных двигателей мощностью от 4000 до 5180 л. с.
Почти 14 тысяч ТВД этого типа успешно эксплуатировались на военно-транспортных Ан-8 и Ан-12, пассажирских Ил-18 и Ан-10, противолодочных Ил-38, амфибиях Бе-12.
Большой проблемой двигателей раннего производства была низкая надежность двигателей АИ-20, межремонтный период между которыми составлял от 600 до 750 часов. Наконец-то был представлен вариант двигателя АИ-20К с наработкой 2000 часов — невпечатляющий по современным стандартам, но значительный прогресс.
Одной из проблем, которая так и не была решена, был шум; турбовинтовые двигатели относительно шумные, и высокий уровень шума был проблемой для пассажиров. Как упоминалось, межремонтный ресурс двигателя изначально был низким по сравнению с современными западными двигателями и в 1964 году составлял 600−750 часов, но позже был улучшен путем непрерывного совершенствования до 8000 часов при сроке службы 22 000 часов у AИ-20Д 5 серии 5M.
Модификации
  • АИ-20 — базовый мощностью 4000 л. с. Устанавливался на Ан-10, Ан-12
  • АИ-20А — два двигателя этой модификации были установлены на экспериментальном судне на подводных крыльях «Буревестник»
  • АИ-20Д — форсированный до 5180 л. с. Разработан в 1956 году. Устанавливался на Ан-8, Ан-32, Бе-12
  • АИ-20ДК — доработанный для гидросамолёта Бе-12ФС. Устанавливался на Ан-32
  • АИ-20ДМЭ (ДМН) — модификация используется в качестве силовой установки в передвижной автоматизированной газотурбинной электростанции ПАЭС-2500
  • АИ-20К — для самолёта Ил-18В. Выпускался в 1963—1965 года
  • АИ-20М — форсированный до 4250 л. с. Устанавливался на Ан-12БК, Ан-32, Ил-18Д, Ил-38
Технические характеристики
Габариты
Частота вращения ротора, об/мин
  • Сухая масса, Mдв, кг : 1040
  • Степень повышения давления в компрессоре, πk : 9,45
  • Температура газов перед турбиной, ТГ, К : 1200
  • Длина двигателя, Lдв : 4964
  • Ширина, bдв : 842
  • Высота, Ндв : 1180
  • Рабочий режим : 12300
  • “Малый газ” : 10400
Показатели на взлетном режиме (H=0 км, M=0)
Показатели на крейсерском режиме (H=5,18 км, M=0,478)
  • Мощность, P, л.с.: 5180
  • Удельный расход топлива, Cуд, кг/(л.с.*ч): 0,239
  • Мощность, P, л.с.: 2725
  • Удельный расход топлива, Cуд, кг/(л.с.*ч): 0,199
Пассажирские самолёты
Противолодочные самолёты
Транспортные самолёты
  • Ан-10
  • Ил-18
  • Ил-38
  • Бе-12
  • Ан-8
  • Ан-12
  • Ан-32
Размещение агрегатов (рассмотрим на примере РТ6)
Принцип работы турбовинтового двигателя
Мощность турбовинтового двигателя сосредоточена в валу из-за отсутствия выходящей реактивной струи. Именно вал приводит в движение винт, который и создает тягу.

Этапы:
  1. Во время полета воздушный поток поступает в двигатель через впусное отверстие воздухозаборника
  2. Затем воздух сжимается несколькими компрессорами
  3. Потом к сжатому воздуху, поступающему в камеры сгорания, добавляется топливо
  4. Эта топливовоздушная смесь воспламеняется и расширияется через турбину
  5. Горячие газы еще больше расширяют форсунку двигателя. Большая часть энергии, вырабатываемой турбиной, передается через редуктор воздушного винта.
1
-- Блок управления пропеллером
-- Вал газогенератора
-- Турбина компрессора высокого давления
-- Центробежный компрессор
-- Осевые компрессоры низкого давления
-- Входной канал (воздухозаборник)
-- Дополнительная коробка передач
-- Выходной канал (выхлопной патрубок)
-- Двухступенчатый планетарный редуктор
-- Вал силовой трубины
-- Осевые силовые турбины
-- Камера сгорания с обратным потоком
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
В этом видеоролике автор исследует основные аспекты различий между этими двумя типами двигателей, включая стоимость, надежность, мощность, высотность и расход топлива и другие аспекты. Погрузитесь в мир авиации и выясните, какой двигатель лучше справляется с той или иной задачей!
Поршневые и турбовинтовые двигатели | в чем разница?
Узнайте, как этот двигатель создан для бомбардировщика Ту-95МСМ, изучите усовершенствованную конструкцию, уникальную механическую систему редуктора и многое другое. Погрузитесь в видео прямо сейчас и ощутите волнующий мир авиации!
Самый мощный турбовинтовой двигатель в мире
Интересные факты
  • На двигателях АИ-20 был достигнут высокий уровень надёжности, позволивший впервые в советском двигателестроении установить межремонтный ресурс, измеряемый тысячами часов. Назначенный ресурс модификаций АИ-20К и АИ-20М составляет 20 тыс. часов
  • АИ-20 было создано семейство двигателей АИ-24: меньшей размерности, мощностью от 2550 до 2820 л. с.
Определите свой уровень знаний об авиадвигателях
Сразу после прохождения вы узнаете свой результат, а затем получите развёрнутую обратную связь от преподавателя и персональный план повышения уровня.