АШ-82
Советский авиационный поршневой звездообразный двигатель воздушного охлаждения
ENGINE CLUB

Разработка

Работы по созданию нового мотора в ОКБ-19 начались в 1939 году. Главным конструктором проекта стал сам А.Д. Швецов. Мотор получил обозначение М-82 и был выполнен по схеме 14-цилиндрового двухрядного звездообразного двигателя воздушного охлаждения.
Благодаря рациональной компоновке удалось создать относительно компактный и обтекаемый двигатель, что улучшало его аэродинамические характеристики. Первые испытания опытного образца М-82 состоялись в 1940 году. Мотор развивал мощность до 1500 л.с. Это позволило уже в начале 1941 года приступить к серийному производству М-82 на моторостроительном заводе в Перми. Первыми самолетами, оснащенными новым двигателем, стали штурмовик Су-2 и бомбардировщик ТБ-7 (впоследствии Пе-8). Таким образом, к началу Великой Отечественной войны СССР располагал современным мощным авиационным мотором собственной разработки — М-82 конструкции А.Д. Швецова.

Серийное производство

Модифицированный вариант этого мотора стал базой для большого семейства двигателей. Всего было выпущено более 70 000 двигателей данного семейства. АШ-82ФН (1942 г.) выпускался в ОАО “Пермский моторный завод” и ОАО “Мотор Сич” с 1943 по 1950 гг.


Перспективы

К 2016 году сотни двигателей М-62 и АШ-82 находятся в эксплуатации. настоящее время, авиадвигатель АШ-82 продолжает демонстрировать свою надежность и эффективность, несмотря на свой возраст. Многие эксплуатанты высоко ценят этот двигатель за его простоту в обслуживании, долговечность и отличные характеристики. Однако, с развитием технологий и требований к экологической безопасности, возможно, в будущем потребуется модернизация этого двигателя или разработка новых, более современных аналогов.

Несмотря на это, компании-производители по-прежнему могут рассматривать перспективы дальнейшего использования и совершенствования авиадвигателя АШ-82, например, путем улучшения его экономичности, снижения выбросов вредных веществ и шумового загрязнения, а также увеличения его мощности и эффективности.

Разработка
Серийное производство
Перспективы
Работы по созданию нового мотора в ОКБ-19 начались в 1939 году. Главным конструктором проекта стал сам А.Д. Швецов. Мотор получил обозначение М-82 и был выполнен по схеме 14-цилиндрового двухрядного звездообразного двигателя воздушного охлаждения.
Благодаря рациональной компоновке удалось создать относительно компактный и обтекаемый двигатель, что улучшало его аэродинамические характеристики. Первые испытания опытного образца М-82 состоялись в 1940 году. Мотор развивал мощность до 1500 л.с. Это позволило уже в начале 1941 года приступить к серийному производству М-82 на моторостроительном заводе в Перми. Первыми самолетами, оснащенными новым двигателем, стали штурмовик Су-2 и бомбардировщик ТБ-7 (впоследствии Пе-8). Таким образом, к началу Великой Отечественной войны СССР располагал современным мощным авиационным мотором собственной разработки — М-82 конструкции А.Д. Швецова.
Модифицированный вариант этого мотора стал базой для большого семейства двигателей. Всего было выпущено  более 70 000 двигателей данного семейства. АШ-82ФН (1942 г.) выпускался в ОАО “Пермский моторный завод” и ОАО “Мотор Сич” с 1943 по 1950 гг.
К 2016 году сотни двигателей М-62 и АШ-82 находятся в эксплуатации. настоящее время, авиадвигатель АШ-82 продолжает демонстрировать свою надежность и эффективность, несмотря на свой возраст. Многие эксплуатанты высоко ценят этот двигатель за его простоту в обслуживании, долговечность и отличные характеристики. Однако, с развитием технологий и требований к экологической безопасности, возможно, в будущем потребуется модернизация этого двигателя или разработка новых, более современных аналогов.
Несмотря на это, компании-производители по-прежнему могут рассматривать перспективы дальнейшего использования и совершенствования авиадвигателя АШ-82, например, путем улучшения его экономичности, снижения выбросов вредных веществ и шумового загрязнения, а также увеличения его мощности и эффективности.
Модификации
  • М-82А — начальная модификация двигателя. Устанавливался на Су-2, Су-4, Ту-2, Ла-5 и прототипах самолётов Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, И-185 и Ил-2 с этим мотором
  • М-82Ф — идентичен АШ-82 за исключением улучшенной системы охлаждения и смазки, что позволило двигателю непрерывно функционировать на взлётном режиме. Массово устанавливался на Ла-5Ф с декабря 1942 г
  • АШ-82ФН — оснащён инжекторной системой подачи топлива («непосредственный впрыск»), при этом мощность на взлётном режиме увеличилась до 1380 кВт (1850 л. с.), но границы высотности снизились 1-я: на 500 м, 2-я: на 1000 м. Масса мотора увеличилась до 890 кг. Устанавливался на бомбардировщиках Пе-8, Ту-2, истребителях Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 и Ла-11
  • АШ-21 — однорядная 7-цилиндровая версия АШ-82 для самолёта Як-11, пошедшего в серию в 1946 году
  • АШ-82Т — модификация АШ-82ФН с немного увеличенной мощностью (1900 л. с.) для ближнемагистрального двухдвигательного самолёта Ил-14, разработанного для замены Ли-2 и Ил-12
  • АШ-82ФНВ (также АШ-82В) — модификация для многоцелевого вертолёта Ми-4, заменившего Ми-1
Технические характеристики
Показатели на взлетном режиме (H=0 км, M=0)
Показатели на крейсерском режиме
  • Диаметр двигателя, Dдв : 1260
  • Сухая масса, Mдв, кг: 868
  • Степень сжатия, Ɛ : 7,05
  • Количество цилиндров : 14
  • Диаметр цилиндров, Dц, мм : 155
  • Рабочий объём цилиндров, V, л : 41,2
  • Ход поршня, S, мм: 155
  • Мощность, P, л.с.: 1700
  • Удельный расход топлива, Cуд, кг/(л.с.*ч): 0,435
  • Частота вращения, n, об/мин: 2600
  • Мощность, P, л.с.: 1530
  • Удельный расход топлива, Cуд, кг/(л.с.*ч): 0,381
  • Частота вращения, n, об/мин: 2400
Истребители
Бомбардировщики
Пассажирские самолеты
Вертолеты
  • Ла-5
  • Ла-7
  • Ла-9
  • Ла-11
  • Ту-2
  • Су-2
  • Су-4
  • Пе-8
  • Ил-12
  • Ил-14
  • Ми-4
Размещение агрегатов(рассмотрим на примере R-2800 Double Wasp)
Принцип работы поршневого двигателя:
Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из следующих основных элементов:
  • поршень — возвратно-поступательным движением обеспечивает впуск смеси, ее сжатие, получение энергии и дальнейший вывод отработанных газов
  • поршневые кольца выполняют функцию уплотнителей
  • шатун и коленчатый вал осуществляют преобразование возвратно-поступательного импульса в крутящий момент;
  • поршневой палец обеспечивает шарнирное соединение поршня и шатуна
  • впускной и выпускной клапаны открывают цилиндр для входа смеси (впускной] и выхода отработанных газов (выпускной), герметизируют цилиндр во время сжатия и воспламенения
  • топливная форсунка обеспечивает распыл топлива
  • свеча зажигания создает искру, которая поджигает топливовоздушную смесь
  • блок цилиндров — силовой корпус, объединяющий цилиндры и обеспечивающий их охлаждение

Этапы:
  1. Сгорание топлива осуществляется в рабочих цилиндрах, где поджигается смесь топлива и воздуха, под действием давления получившихся газов происходит поступательное движение поршня. Образовавшаяся при этом тепловая энергия превращается в механическую.
  2. Это движение поршня, в свою очередь, преобразуется во вращательное движение коленчатого вала двигателя через шатун, являющийся связующим звеном между цилиндром с поршнем и коленчатым валом.
  3. Коэффициент полезного действия современных поршневых двигателей не превышает 25-30%, то есть большая часть энергии, получаемой при сгорании топлива, превращается в тепло, которое необходимо отводить из двигателя. Эту функцию выполняет система охлаждения.
1
-- Магнето
-- Впускной клапан
-- Рабочий цилиндр
-- Выпускной клапан
-- Вал винта
-- Передняя крышка
-- Коллектор кабеля зажигания
-- Левый и правый распределитель
-- Толкатели
-- Карбюратор
-- Электрический стартер
-- Дренажная трубка
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
В этом видеоролике автор исследует основные аспекты различий между этими двумя типами двигателей, включая стоимость, надежность, мощность, высотность и расход топлива и другие аспекты. Погрузитесь в мир авиации и выясните, какой двигатель лучше справляется с той или иной задачей!
Приготовьтесь к увлекательному путешествию по поршневым авиадвигателям вместе с учебным роликом! Вы узнаете о захватывающей истории разработки, детальной конструкции и принципе работы поршневого авиадвигателя на примере великолепного двигателя АШ.
Откройте для себя большой мир девяти самых могущественных поршневых авиадвигателей! В данном увлекательном видео вы узнаете об истории, технических характеристиках и применении в авиации начиная с Аш-82 сорокового года и заканчивая Прат-Эн Уитни R-4360 Уосп Мейджор. Не пропустите уникальную возможность раскрыть тайны и секреты самых мощных поршневых двигателей - смотрите видео прямо сейчас!
Поршневые и турбовинтовые двигатели | в чем разница?
Принцип действия поршневого авиационного двигателя
9 Огромнейших поршневых авиадвигателей в истории
Интересные факты
  • Разрабатывался на базе двигателя М-62 с уменьшением числа цилиндров с 9 до 7 и уменьшением хода поршня, что обеспечило уменьшение диаметра мотора, и способствовало снижению лобового сопротивления самолетов
  • Двигатель был выполнен по схеме 14-цилиндрового двухрядного звездообразного двигателя воздушного охлаждения
Определите свой уровень знаний об авиадвигателях
Сразу после прохождения вы узнаете свой результат, а затем получите развёрнутую обратную связь от преподавателя и персональный план повышения уровня.