РД-600В
Турбовальный двигатель для средних многоцелевых грузопассажирских вертолетов.
ENGINE CLUB

Разработка

С 1988 года предприятие Рыбинские моторы ведет работы по созданию и совершенствованию малоразмерного высокоэкономичного турбовального двигателя РД-600В, предназначенного для среднего многоцелевого вертолета Ка-62.
Целью данной разработки является создание отечественного высокоэкономичного двигателя, соответствующего лучшим мировым образцам.
Среди отечественных проектов двигателей для вертолетов в типоразмере 1200-1600 л.с. РД-600В - наиболее перспективный. Созданный на базе унифицированного газогенератора семейства турбовальных двигателей РД-600В и ТВД-1500Б он вобрал в себя новейшие достижения в области проектирования, конструирования, технологии и металлургии.
С начала проектирования двигателя РД-600В в его конструкцию закладывалась высокая надежность узлов и деталей, а также возможность широкой эксплуатации в условиях труднодоступной местности. Высокие эксплуатационные качества газогенератора обеспечиваются модульностью конструкции, позволяющей производить значительный объем ремонта в условиях эксплуатирующих организаций. Двигатель оснащен самой современной САУ - электронно-цифровой системой с полной ответственностью, комплексно решающей вопросы автоматического управления, контроля и диагностики двигателя с гидромеханическим резервированием управления. На начальном этапе эксплуатации закладывался назначенный ресурс 10000 часов.

Испытания

Сейчас ведутся работы по подтверждению гарантийного и назначенного ресурсов, на специальном стенде по утвержденным программам проводятся сертификационные испытания, а также летные конструкторские испытания двигателя РД-600В в составе вертолета. В ближайшее время планируется поставка 2-х двигателей на второй вертолет Ка-60.
Этому предшествовал серьезный объем работ по двигателю - выполнены все необходимые наземные испытания, включая ресурсные и в термобарокамере ЦИАМ, получено заключение ЦИАМ, разрешающее летно-конструкторские испытания вертолета с двигателями РД-600В.
Разработка
Испытания
С 1988 года предприятие Рыбинские моторы ведет работы по созданию и совершенствованию малоразмерного высокоэкономичного турбовального двигателя РД-600В, предназначенного для среднего многоцелевого вертолета Ка-62.
Целью данной разработки является создание отечественного высокоэкономичного двигателя, соответствующего лучшим мировым образцам.
Среди отечественных проектов двигателей для вертолетов в типоразмере 1200-1600 л.с. РД-600В - наиболее перспективный. Созданный на базе унифицированного газогенератора семейства турбовальных двигателей РД-600В и ТВД-1500Б он вобрал в себя новейшие достижения в области проектирования, конструирования, технологии и металлургии.
С начала проектирования двигателя РД-600В в его конструкцию закладывалась высокая надежность узлов и деталей, а также возможность широкой эксплуатации в условиях труднодоступной местности. Высокие эксплуатационные качества газогенератора обеспечиваются модульностью конструкции, позволяющей производить значительный объем ремонта в условиях эксплуатирующих организаций. Двигатель оснащен самой современной САУ - электронно-цифровой системой с полной ответственностью, комплексно решающей вопросы автоматического управления, контроля и диагностики двигателя с гидромеханическим резервированием управления. На начальном этапе эксплуатации закладывался назначенный ресурс 10000 часов.
Сейчас ведутся работы по подтверждению гарантийного и назначенного ресурсов, на специальном стенде по утвержденным программам проводятся сертификационные испытания, а также летные конструкторские испытания двигателя РД-600В в составе вертолета. В ближайшее время планируется поставка 2-х двигателей на второй вертолет Ка-60.
Этому предшествовал серьезный объем работ по двигателю - выполнены все необходимые наземные испытания, включая ресурсные и в термобарокамере ЦИАМ, получено заключение ЦИАМ, разрешающее летно-конструкторские испытания вертолета с двигателями РД-600В.
Модификации
  • РД-600С – для двухдвигательного многоцелевого самолета-амфибии ЯМАЛ.
  • АИ-20 – в 1955 году моторостроительные ОКБ Кузнецова (город Куйбышев) и ОКБ Ивченко (город Запорожье) получили задание на разработку двигателя
  • Д-236 – разрабатывался как демонстратор технологий на Запорожском ЗМКБ "Прогресс".
  • НК-12 – разработка турбовинтового двигателя ТВ-12 для бомбардировщика Ту-95 началась в ОКБ-276 под руководством Н.Д. Кузнецова в 1951 году.
  • НК-22. – разрабатывался в СМТК им. Кузнецова с 1964 года. Серийное производство двигателей было начато с 1968 года.
  • Д-27 – разработан в Омском авиамоторном КБ на базе турбовинтового двигателя ТВД-10.
  • НК-25 – разрабатывался в СМТК им. Кузнецова с начала 70-х годов.
Технические характеристики
Габариты
Показатели на взлетном режиме (H=0 км, M=0)
Показатели на крейсерском режиме (H=8 км, М=0,57)
  • Сухая масса, Mдв, кг : 294
  • Степень повышения давления в компрессоре, πk : 9,4
  • Обороты выходного вала, n, об / мин : 600
  • Температура газов перед турбиной, ТГ, К : 1193
  • Длина двигателя, Lдв : 2055
  • Ширина, bдв : 650
  • Высота, Ндв : 728
  • Мощность, P, л.с.: 2000
  • Удельный расход топлива, Cуд, кг/(л.с.*ч): 0,218
  • Мощность, P, л.с.: 1500
  • Удельный расход топлива, Cуд, кг/(кгс*ч): 0,255
Размещение агрегатов (рассмотрим на примере РТ6)
Принцип работы турбовального двигателя
1
-- Выхлопные патрубки
-- Вал
-- Возду
-- Силовые турбины
-- Турбина компрессора
-- Центробежный компрессор
-- Осевые компрессоры
-- Камера сгорания с обратным потоком
2
3
4
5
6
7
8
Строение турбовального двигателя в общих чертах напоминает строение ТРД. Основными составляющими являются компрессор, турбина, камера сгорания и вал. В отличие от других газотурбинных двигателей ТВаД совсем не имеет реактивной тяги – вся свободная энергия расходуется на вращение вала, поэтому и сопла, как такового, у него нет, а есть только выхлопные патрубки, по которым отводятся отработанные газы.

Этапы:
  1. Воздушный поток поступает в двигатель через впускное отверстие воздухозаборника.
  2. Компрессор, приводимый в движение турбиной, нагнетает воздух в камеру сгорания, где он перемешивается с впрыснутым через форсунки топливом.
  3. Топливный заряд воспламеняется и сгорает, в результате чего образуются газы с большим запасом энергии.
  4. Расширяясь, они вращают турбины, приводя в движение компрессор и вал, а отработанные газы выводятся наружу.

Статистические данные в процессе работы двигателя:
  • Силовая турбина извлекает 33% энергии из выхлопных газов для привода трансмиссии.
  • 25% воздуха двигателя используется в процессе сгорания.
  • 60% воздуха двигателя используется для охлаждения газов сгорания.
  • 8% воздуха используется для охлаждения горячей секции.
  • 2% воздуха используется для лабиринтных/угольных уплотнений и выпускного клапана компрессора.
Размещение агрегатов (рассмотрим на примере РТ6)
Принцип работы турбовального двигателя
1
-- Выходной канал (выхлопные патрубок)
-- Вал газогенератора
-- Осевые компрессоры низкого давления
-- Силовой вал
-- Осевые силовые турбины
-- Камера сгорания
-- Компрессорная турбина высокого давления
-- Центробежный компрессор
2
3
4
6
7
8
Строение турбовального двигателя в общих чертах напоминает строение ТРД. Основными составляющими являются компрессор, турбина, камера сгорания и вал. В отличие от других газотурбинных двигателей ТВаД совсем не имеет реактивной тяги – вся свободная энергия расходуется на вращение вала, поэтому и сопла, как такового, у него нет, а есть только выхлопные патрубки, по которым отводятся отработанные газы.

Этапы:
  1. Воздушный поток поступает в двигатель через впускное отверстие воздухозаборника.
  2. Компрессор, приводимый в движение турбиной, нагнетает воздух в камеру сгорания, где он перемешивается с впрыснутым через форсунки топливом.
  3. Топливный заряд воспламеняется и сгорает, в результате чего образуются газы с большим запасом энергии.
  4. Расширяясь, они вращают турбины, приводя в движение компрессор и вал, а отработанные газы выводятся наружу.

Статистические данные в процессе работы двигателя:
  • Силовая турбина извлекает 33% энергии из выхлопных газов для привода трансмиссии.
  • 25% воздуха двигателя используется в процессе сгорания.
  • 60% воздуха двигателя используется для охлаждения газов сгорания.
  • 8% воздуха используется для охлаждения горячей секции.
  • 2% воздуха используется для лабиринтных/угольных уплотнений и выпускного клапана компрессора.
9
-- Входной канал (воздухозаборник)
-- Вспомогательный блок компонентов
5
10
Погрузитесь в мир авиационных технологий с данным увлекательным видео о авиадвигателе ВК-1600В! Узнайте, какие решения были приняты для создания этого двигателя, изучите его конструкцию, особенности, а также узнайте о планах и перспективах будущего мотора прямо сейчас!
ВК-1600В — мощность и технологии
Что же такое газотурбинный двигатель? Как он работает, какие процессы происходят внутри, что делать при остановке компрессора и эффективного сжатия газа? Это и многое другое, можно узнать в данном видеоролике!
Газотурбинный двигатель
Откройте для себя уникальные технологии производства вертолетных двигателей ВК-2500! Узнайте в этом видео, сколько времени занимает сборка этого мотора, какие испытания он проходит, куда его устанавливают, в каких сферах он применяется и тому подобное.
Двигатель вертолета ВК-2500ПС | Как это сделано
Интересные факты
  • В двигателе имеются модульная конструкция, развитая система контроля и диагностики двигателя обеспечивают высокие эксплуатационные характеристики, удобство сервисного обслуживания, возможность эксплуатации двигателя по техническому состоянию.
  • Имеет встроенное высокоэффективное пылезащитное устройство; электронную, цифровую, двухканальную с полной ответственностью систему автоматического управления с резервным гидромеханическим каналом, резервную систему смазки (обеспечивает работу в течение 6 мин при отказе основной). Редуктор оборудован муфтой свободного хода. Двигатель запускается от воздушного стартера.
Определите свой уровень знаний об авиадвигателях
Сразу после прохождения вы узнаете свой результат, а затем получите развёрнутую обратную связь от преподавателя и персональный план повышения уровня.