SaM-146
Турбореактивный двухконтурный малошумный двигатель.
ENGINE CLUB

Разработка

Интегрированная силовая установка (включающая турбовентиляторный двигатель, мотогондолу с устройством реверса тяги, навесное оборудование) для нового поколения регионально-магистральных самолетов вместимостью 60-120 пассажиров.
Турбовентиляторный двигатель со смешением потоков, производится компанией PowerJet, которая является совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma» («Snecma» отвечает за горячую часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя (вентилятор и турбину низкого давления) и выполняет общую сборку). Предназначен для региональных самолётов и в настоящее время устанавливается на Sukhoi Superjet 100.

Серийное производство

Компания «Snecma» отвечает за горячую часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления; также отвечает за систему управления двигателем и коробку приводов. Мотогондолу поставляет компания «Aircelle». НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя — вентилятор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя.

На начало 2014 года производственные мощности PowerJet позволяют выпускать восемь двигателей в месяц с возможностью увеличения их производства до десяти.


Эксплуатация

Суммарная наработка находящихся в эксплуатации двигателей SaM146, в лётных часах:
  • на июль 2014 года: 100 тыс.
  • на ноябрь 2016 года: 500 тыс.
  • на март 2018 года: 830 тыс.
  • на октябрь 2018 года: 1 млн.
  • на октябрь 2020 года: 1 млн 600 тыс.
  • на ноябрь 2021 года: более 2 млн.
Разработка
Серийное производство
Эксплутация
Интегрированная силовая установка (включающая турбовентиляторный двигатель, мотогондолу с устройством реверса тяги, навесное оборудование) для нового поколения регионально-магистральных самолетов вместимостью 60-120 пассажиров.
Турбовентиляторный двигатель со смешением потоков, производится компанией PowerJet, которая является совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma» («Snecma» отвечает за горячую часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя (вентилятор и турбину низкого давления) и выполняет общую сборку). Предназначен для региональных самолётов и в настоящее время устанавливается на Sukhoi Superjet 100.
Компания «Snecma» отвечает за горячую часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления; также отвечает за систему управления двигателем и коробку приводов. Мотогондолу поставляет компания «Aircelle». НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя — вентилятор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя.
На начало 2014 года производственные мощности PowerJet позволяют выпускать восемь двигателей в месяц с возможностью увеличения их производства до десяти.
Суммарная наработка находящихся в эксплуатации двигателей SaM146, в лётных часах:
  • на июль 2014 года: 100 тыс.
  • на ноябрь 2016 года: 500 тыс.
  • на март 2018 года: 830 тыс.
  • на октябрь 2018 года: 1 млн.
  • на октябрь 2020 года: 1 млн 600 тыс.
  • на ноябрь 2021 года: более 2 млн.
Модификации
  • SaM146-1S15 — опытный, не сертифицирован
  • SaM146-1S17 — базовый, сертифицирован
  • SaM146-1S17C — корпоративный 1S17
  • SaM146-1S18 — вариант с увеличенной на 5 % взлётной тягой
  • SaM146-1S18C — корпоративный 1S18
Технические характеристики
Габариты
Показатели на взлетном режиме (H=0 км, M=0)
Показатели на крейсерском режиме (Н=11 км, М=0.8)
  • Сухая масса, Mдв, кг: 1708
  • Степень повышения давления в компрессоре, πk : 22,8
  • Степень двухконтурности, m : 4,4
  • Длина двигателя, Lдв : 3590
  • Диаметр вентилятора, Dдв,мм :1220
  • Мощность, P, кгс.: 7740
  • Удельный расход топлива, Cуд, кг/(кгс*ч): 0,5
  • Мощность, P, кгс.: 1700
  • Удельный расход топлива, Cуд, кг/(кгс*ч): 0,629
Размещение агрегатов(рассмотрим на примере R-2800 Double Wasp)
Принцип работы турбореактивного двигателя:
1
-- Вентилятор
-- Компрессор высокого давления
-- Вал ротора высокого давления
-- Камера сгорания
-- Турбина высокого давления
-- Сопло
-- Турбина низкого давления
-- Редуктор
-- Компрессор низкого давления
-- Внешний контур
-- Внутренний контур
-- Вал ротора низкого давления
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Двигатель заставляет самолет двигаться вперед, используя простой принцип. Тот же, что заставляет двигаться воздушный шарик - это 3 закон движения Ньютона. Так же как реактивная струя воздуха заставляет двигаться шарик, так и реактивная сила, производимая высокоскоростной струей, истекающей из сопла двигателя, заставляет самолёт двигаться вперёд. Таким образом, работа реактивного двигателя заключается в создании этой высокоскоростной реактивной струи на выходе.
Турбовентиляторный двигатель, имеет внешние и внутренние контуры. На входе в двигатель расположен вентилятор большого диаметра, который подаёт в воздух в оба контура.


Принцип работы внутреннего контура.
Устройство внутреннего контура, подобно обычному турбореактивному двигателю, который состоит из компрессора, камеры сгорания, турбины и реактивного сопла.
Этапы:
  1. Сначала воздух немного увеличив давление после вентилятора попадает в компрессор низкого давления.
  2. Затем он попадает в компрессор высокого давления, которое вращается в несколько раз быстрее.
  3. После прохождения обоих компрессоров воздух, сжатый более чем в 30 раз и сильно нагретый от высокого давления, попадает в камеру сгорания.
  4. Здесь он смешивается с топливом, которое подается с помощью форсунок и поджигается.
  5. Далее раскаленный газ температурой около 1600 градусов и выше начинает совершать полезную работу. Сначала он попадает в турбину высокого давления, которое заставляет вращаться находящийся с ним на одном валу компрессор высокого давления, затем потратив часть энергии и снизив свою температуру, раскалённый газ попадает в турбину низкого давления, которое находится на одном валу с компрессором и вентилятором.
  6. Потеряв большую часть энергии, далее сжатый газ попадает в сопло, где совершает последнее полезное действие, создаёт реактивную тягу.
Таков принцип работы внутреннего контура, которая создаёт лишь около 20% всей тяги турбовентиляторного двигателя


Принцип работы внешнего контура.
Этапы:
  1. Турбина низкого давления, которое находится на одном валу с вентилятором, заставляет его вращаться.
  2. Воздух, пройдя через лопатки вентилятора и немного увеличив свое давление, проходит через спрямляющий аппарат.
  3. Его неподвижные лопатки поворачивают поток воздуха в осевом направлении, заодно повышая его давление.
  4. Затем воздушный поток попадает в сопло, где создаётся реактивная тяга.
От первых реактивных пассажирских самолетов до больших с мощными турбовентиляторными двигателями. Погрузитесь в интересную историю и принципы работы авиационных двигателей. Готовы принять вызов новаторских технологий? Тогда смотрите видео сейчас и окунитесь в захватывающую сферу авиации!
Авиационные двигатели уже достигли предела совершенства!?
В данном видео вы узнаете об тренажере эмуляторе, который предназначен для изучения внутреннего устройства, принципах работы и рабочих процессах турбореактивного двигателя ПС-90-А.
Устройство турбореактивного двигателя ПС-90-А (симулятор)
В этом виде мы познакомимся с ПД-14 ближе, узнаем, как создателям удалось достичь высоких характеристик двигателя, как его разрабатывали, как производили и за счет каких преимуществ он сможет успешно выступить на одном из самых технологически сложных и конкурентных рынков в мире.
ПД-14 - главный двигатель России
Интересные факты
  • Этот двигатель впервые позволил российским самолётам быть конкурентоспособными по топливной эффективности
  • Первый российский двигатель, получивший Сертификаты ICAO (Международная организация по гражданской авиации) по шуму и эмиссии
  • Эксплуатация при температуре окружающей среды от −47°C до +45°C
  • Эксплуатация с высотных аэродромов (до 3 500 м)
Определите свой уровень знаний об авиадвигателях
Сразу после прохождения вы узнаете свой результат, а затем получите развёрнутую обратную связь от преподавателя и персональный план повышения уровня.